Для слабовидящих
Поиск по сайту
Регистратура
+7 (846) 276-77-63,
264-78-71, 276-78-22
Отдел ДМС и платных услуг
+7 (846) 276-77-74

Геннадий Котельников: Выпускники получают знания, но не подкрепляют их умениями

«Медицинский вестник», выпуск № 33 (610) 23-11-2012

— Геннадий Петрович, прежде чем перейти к кадровым проблемам, хотелось бы узнать о ваших впечатлениях от коллегии и съезда.
— Эти мероприятия еще раз наглядно показали, что во главе нашего профильного министерства стоит настоящий профессионал, ответственный, корректный и доброжелательный человек, знающий специалист с системно-аналитическим мышлением, который глубоко вникает в проблемы отрасли и опирается на мнения очень большого числа авторитетных экспертов. В этом году сменился качественный и количественный состав коллегии — сюда вошли специалисты, курирующие самые разные направления отрасли. Если подводить итоги работы съезда, то меня в хорошем смысле потрясли его масштаб и размах — из разных регионов страны в Москву приехали 5700 делегатов. Организаторы выбрали очень правильный формат, и в результате на одной дискуссионной площадке одновременно встретились рядовые врачи и руководители ЛПУ, заведующие отделениями и руководители региональных Минздравов, директора профильных НИИ и представители профсоюзных организаций. На мой взгляд, произошло настоящее единение врачей. Не было склок и противостояния, каждый участник был настроен на конструктивную работу.
 
— В своем видеообращении к делегатам съезда Владимир Путин отметил, что главная задача на сегодняшний день — повысить доступность и качество оказания медицинской помощи россиянам. Какова, на ваш взгляд, роль вузов в реализации этой задачи?
— Я считаю, что вузам здесь отводится первостепенная роль, поскольку качество оказания медицинской помощи и ее доступность базируются на кадровом потенциале отрасли. И именно вузы во многом несут ответственность за то, какие специалисты приходят в практическое здравоохранение.
 
— Сегодня все чаще говорят о том, что качество подготовки выпускников в нашей стране резко ухудшилось. Вы согласны с такими оценками?
— Я не стал бы обобщать и говорить о том, что выпускники всех вузов, входящих в систему Минздрава России, сегодня плохо подготовлены. Ведь качество подготовки зависит от многих факторов. Например, от потенциала профессорского-преподавательского состава, от материально-технических возможностей вузов, наконец, от желания самих студентов получать знания и навыки. Однако общие системные недоработки при подготовке будущих врачей сегодня все же есть. Я считаю, наша беда в том, что выпускники получают знания, но не подкрепляют их умениями.
 
— В чем причины?
— Причин здесь несколько. Во-первых, в течение последних лет объемы производственной практики были явно недостаточными. На прохождение полноценной практики вузам просто не хватало средств. Такого понятия, как «сельская производственная практика», в течение многих десятилетий не существовало в принципе. Еще одна причина — отсутствие во многих вузах страны центров практических навыков. В настоящее время лишь 15 из 55 вузов системы Минздрава России имеют центры, в структуре которых созданы различные симуляционные, фантомные и иные виртуальные классы.
 
— То есть нужно увеличить объем часов практики, а также создать центры в каждом вузе, и вопрос качества подготовки выпускников будет решен?
— Нет, не все так просто. Еще, на мой взгляд, нужно повысить планку требований к студентам медвузов. Посмотрите сегодня, о чем они мечтают? Многие из них видят себя в будущем исключительно врачами-косметологами, дерматологами, венерологами, а также медпредставителями фармкомпаний. И мало кто говорит о том, что хочет быть рядовым врачом в поликлинике. А если студенты изначально ставят себе такие цели, то мотивации на получение знаний у них нет. А потому и учатся они, как правило, не в полную силу. Нужно мотивировать студентов, объяснять им с первого курса, что знания и навыки — это залог дальнейшего профессионального успеха и самореализации.
 
— Как вы считаете, повлияло ли на качество подготовки в медвузах зачисление платных студентов?
— Думаю, что повлияло, причем в негативном плане. Посмотрите, кто сегодня поступает на внебюджетное отделение. Как правило, это те студенты, которые изначально имели более низкий уровень подготовки, а также более низкие баллы по результатам ЕГЭ. И в этом плане задача вуза за первые два года учебы «подтянуть» этих студентов, улучшить качество их подготовки. Если эта задача окажется невыполнимой, тогда их нужно однозначно отчислять и не дожидаться, пока они станут старшекурсниками. Кстати, такой принцип обоснованного отчисления должен быть и на бюджетном отделении.
 
— Но ведь государственным вузам невыгодно терять бюджетные места, поскольку каждое место финансируется бюджетом.
— Если мы хотим повысить качество подготовки выпускников, то речь о выгоде здесь не должна идти в принципе. Еще одна важная задача, которая сегодня стоит перед вузами, — это повышение квалификации профессорского-преподавательского состава. В моем понимании современный преподаватель вуза — это настоящий профессионал своего дела, который блестяще знает свою дисциплину в теории и на практике, владеет хорошими педагогическими навыками, а также занимается научными исследованиями. Я всегда повторяю, что задача преподавателя медицинского вуза — учить, лечить и заниматься наукой.
 
— Может быть, для начала стоит повысить престиж вузовского преподавателя, увеличить ему зарплату, а уже потом что-то требовать?
— И престиж, и зарплату однозначно необходимо повышать. Я вспоминаю советское время. Тогда престиж профессора или доцента был очень высоким. К тому же этот статус подкреплялся материально. К примеру, в СССР разница в зарплате у профессора, который заведует кафедрой, и у заведующего отделением различалась в три раза в пользу первого. После распада Союза появилось обидное, однако очень точное выражение — «нищий профессор». Сейчас, конечно, ситуация постепенно выправляется. Но она, конечно, еще далека от идеальной.
 
— В настоящее время высказывается мнение, что для преподавания нужно привлекать ино­странных коллег. Согласны ли вы, что без помощи иностранцев нам не обойтись?
— Вопрос этот непростой. С одной стороны, прекрасно, если преподаватель, предположим, из какого-нибудь ведущего европейского университета приедет в российский медицинский вуз поучить студентов. Но, с другой стороны, как будет оплачиваться его труд? Конечно, можно установить ему ежемесячную зарплату в 10—12 тыс. евро, которая будет соответствовать среднеевропейскому значению. Но насколько это будет этично по отношению к нашим российским профессорам, которые получают совсем другие деньги? Кроме того, неизбежно встанет вопрос с финансированием оплаты жилья и иных расходов. А это дополнительная нагрузка, которая ляжет на плечи медвузов.
 
— Если говорить о трудоустройстве выпускников, как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы молодые специалисты хотели идти в госсектор, в том числе и на рядовые должности?
— Для начала, конечно, стоит повысить зарплату врачам, сделав ее, как сейчас говорят, справедливой. Второе — ввести принцип отработки. К былому распределению нам уже однозначно не вернуться, а потому, на мой взгляд, стоит на законодательном уровне закрепить простое правило: если студент получает образование за бюджетные средства, то по окончании вуза он должен несколько лет отработать в государственном ЛПУ. При таком раскладе мы сможем закрыть кадровую брешь не только в городах, но и в сельских районах. Впрочем, важно, чтобы к вопросу трудоустройства выпускников подключились региональные власти — губернаторы, мэры, депутаты, а также специалисты региональных Минздравов.
 
— В СамГМУ есть успешный опыт сотрудничества с территориями ПФО при дальнейшем трудоустройстве выпускников. Расскажите, пожалуйста, о нем.
— Мы довели взаимоотношения с территориями ПФО до идеального состояния. Причем взаимодействие строится на разных этапах. Прежде всего мы ведем целевой набор студентов. На старших курсах эти студенты целенаправленно едут на производственную практику в свои родные регионы. На 4—5 курсах с будущими врачами встречаются министры здравоохранения регионов, которые предлагают самые разные варианты дальнейшего трудоустройства. Получается, что уже в ходе производственной практики старшекурсники могут закрепиться в своих будущих трудовых коллективах. Говоря о роли вузов, не стоит забывать и о воспитательной работе со студентами, ведь самая главная задача системы высшего профессионального образования — воспитать врача, который не только окажет качественную медицинскую помощь, но и сможет проявить сострадание, сопереживание и сочувствие по отношению к своему пациенту.
 
— Сейчас активно обсуждается стратегия развития медицинской науки в нашей стране. Как вы считаете, какие направления должны быть в ней учтены?
— Прежде всего нужно пересмотреть устройство механизма управления научными учреждениями. На мой взгляд, все ведущие НИИ должны входить в структуру РАМН.
А вузовская наука должна иметь более прикладной характер. При этом объем научной работы в вузах необходимо увеличивать. Правда, прежде нужно сократить количество учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава. Если в регионах есть НИИ, а также мощные медицинские университеты, их усилия нужно объединять под единой крышей университетских комплексов. Еще крайне важно увеличить количество стажировок научных работников за рубежом. Именно поэтому в аспирантуру мы должны принимать лишь тех, кто свободно владеет иностранным языком. Нужно повышать и эффективность обучения в аспирантуре. К примеру, в СамГМУ 80% аспирантов защищаются в срок. Однако в масштабах России этот показатель составляет лишь 36—40%.
Убежден, что в науку нужно привлекать как можно больше молодых людей. Если мы сделаем ставку на интеллект, то все задачи реформирования отрасли нам будут по плечу.
 

Статьи в СМИ
22 октября 2014 , 09:10
Геннадий Котельников: Выпускники получают знания, но не подкрепляют их умениями
«Медицинский вестник», выпуск № 33 (610) 23-11-2012
22 октября 2014 , 10:10
«Учить, лечить и заниматься наукой!..»
Интервью Геннадия Петровича Котельникова журналисту медиапроекта «Самарские...
20 января 2015 , 16:01
"Главное - качество медицинских кадров"
  Интервью Геннадия Петровича Котельникова журналисту федерального...
20 января 2015 , 17:01
«Нам придется задуматься о более рациональном и эффективном расходовании имеющихся ресурсов»
  «Медицинский вестник» 29.12.2014 Ректор Самарского государственного...
22 октября 2015 , 10:10
Котельников Геннадий Петрович
Геннадий Петрович Котельников - ректор Самарского государственного медицинского...
17 декабря 2015 , 13:12
Большинство достижений с пометкой «впервые»
  Медицинская газета №83 от 6 ноября 2015г.
Яндекс.Метрика