Поиск по сайту

"Главное - качество медицинских кадров"

Интервью Геннадия Петровича Котельникова журналисту федерального специализированного журнала «Кто есть Кто в медицине» Нине Злаказовой (№6(63), 2013 год)
Совету ректоров медицинских и фармацевтических вузов России недавно исполнилось пять лет. Возглавляет его Геннадий Котельников, ректор Самарского государственного медицинского университета, он же руководит Советом ректоров вузов Самарской области. В интервью нашему корреспонденту Геннадий Петрович рассказал о проблемах высшей школы, связанной со сферой здравоохранения. Вопрос сегодняшнего дня — качество медицинских кадров,  об этом серьёзно думают и на российском уровне, и в Самарской области.

– Я оцениваю создание Совета ректоров как очень положительное явление, – делится своими мыслями Геннадий Петрович. – У ректоров появилась возможность регулярного общения с руководством Минздрава РФ, директорами департаментов, министром. Всего количество медицинских, фармацевтических и вузов дополнительного профессионального образования в России – 51. Постоянно бывают на наших советах представители Министерства, а также член Совета Федерации ФС РФ, председатель Комитета СФ по социальной политике Валерий Владимирович Рязанский, депутаты Госдумы, члены Общественной палаты РФ, представители студенческих организаций. Сегодня на первый план выходят вопросы качества подготовки специалистов – это самая главная проблема, наряду с нехваткой кадров. Недавно министр здравоохранения России В.И. Скворцова озвучила цифры: в стране не хватает 40 тыс. врачей и 270 тыс. средних медицинских работников. Но я не сторонник того, что нам надо усиленно готовить врачей, скорее необходимо пересмотреть в целом систему использования медицинских кадров – ведь бюджетный набор в вузы сегодня не только не уменьшился, но даже вырос, увеличились наборы в ординатуру, интернатуру, аспирантуру. 

Раньше студент, выбирающий специальность хирурга, получал первые практические навыки непосредственно в операционной, работая рядом со старшим товарищем. Сейчас это невозможно: ни один пациент не позволит экспериментировать с собой. Поэтому в качестве аналога операционной в медицинских вузах должны функционировать центры практических навыков. Мы такой центр создали более 10 лет назад, вложили в него много средств и получили настоящий симуляционный центр с прекрасными возможностями для серьёзных занятий по наработке необходимых практических навыков у наших студентов. 

– Геннадий Петрович, действительно, такие центры сейчас крайне необходимы, а во многих ли вузах они действуют?

– Такие центры есть в 25 вузах, в других также ведётся работа по их организации. И надо идти дальше. Необходимо в первую очередь повысить требовательность к обладателям нашей профессии, и мы это делаем, начиная с себя. Представьте: в прошлом году мы исключили с 1–2-х курсов нашего университета 168 человек. Это люди, которые не готовы учиться в высшей школе, тем более в медицинской. Право на ошибку имеют все. Кроме врачей. Поскольку ошибка врача – это жизнь. А в гинекологии и акушерстве даже две жизни. Очень важно вовремя адаптировать студентов к тем реальным проблемам, которые они встретят в обычной практике.

– Вы обозначили общую для каждого медицинского вуза проблему.

– Конечно, я говорю от имени всех ректоров. А следующая проблема – качество преподавания в медицинских вузах. Однако сложно предъявлять строгие требования к сотруднику, получающему крайне низкую зарплату, а сейчас она именно такая. Поставлена задача: к 2018 году поднять зарплату профессоров и преподавателей вдвое по сравнению со средней зарплатой в регионах. Это изменение к лучшему, но оно произойдёт только через пять лет и вряд ли кардинально изменит положение. 

Третья проблема тоже связана с качеством подготовки медработников – это последипломное образование. Система переобучения с цикличностью один раз в пять лет, существовавшая в советское время, конечно, не может быть эффективной. Врач должен учиться всегда. 

У нас в Самарской области создана система очно-заочного обучения, хороший эффект даёт система накопления баллов, характеризующая степень активности специалиста в разных видах деятельности (доклад на научно-практической конференции, публикация в специальном издании, участие в видеоконференции и пр.) и являющаяся его квалификационной оценкой. Хирург повышает свою квалификацию иначе – ему надо работать в операционной. Сегодня мы выстраиваем систему непрерывного профессионального образования. Кроме того, врач должен много читать, быть в курсе всех новинок. 

– Расскажите, как работает региональный Совет ректоров и насколько высшая школа Самарской области соответствует требованиям сегодняшнего дня.

– В нашей области Совет ректоров появился одним из первых в стране, и скоро мы будем отмечать его 40-летие. Все общероссийские проблемы характерны и для Самарской области. Та же низкая зарплата, те же сложности с последипломным образованием и даже та же недостаточная заинтересованность работодателей, мало работающих над социальной защитой наших выпускников. В пределах региона идёт работа с главами администраций районов: мы прорабатываем вопросы обеспечения жильём наших выпускников, ведём целевые приёмы в вузы и др. Многие вопросы необходимо рассматривать в комплексе. Губернатор области не может выделять средства для каждого вуза, но возможно выделение денег на межвузовские проекты. Мы активно занимаемся развитием межвузовских структур. При аэрокосмическом университете создан межвузовский медиацентр, где активно занимаются и наши студенты. Кроме того, на базе клиник мы создали межвузовский медицинский центр. На учёте в центре состоит 22 тыс. студентов, в основном иногородних. Мы сохранили в вузах свои медпункты, проводим диспансеризацию, приём и наблюдение больных, выявление группы риска, в клиниках можно пройти любое лечение, встать на учёт, получить необходимую помощь. В ряде вузов открыли межвузовские кафедры. Например, такую, как кафедра теологии и истории религий, которая должна быть организована на хорошем профессиональном уровне, – отдельным вузам это не по силам, а для шести оказалось доступно. На базе классического университета создали межвузовскую кафедру этнологии и межнациональной культуры, многие студенты с удовольствием там занимаются. Издаём межвузовский журнал «Аспирантский вестник», и у аспирантов нет никаких проблем с публикациями. 

Губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин хорошо разбирается в наших проблемах и, хотя он заступил на этот пост совсем недавно, мы не могли не почувствовать проявление заметного внимания к высшей школе с его стороны. В День науки, например, учёных впервые собрали в драматическом театре, поздравили, вручили подарки. Губернатор часто бывает в вузах, возглавил попечительские советы в двух университетах. 

В будущем в Самаре пройдёт чемпионат Европы, будет строиться Центр инноваций. Фактически появится настоящий кампус, будут аудитории для занятий, общежития. Возникнет технополис с современнейшим оборудованием, где мы хотим вести подготовку магистров и аспирантов. 

Заслуга губернатора в том, что наш аэрокосмический университет попал в число первых пятнадцати вузов, претендующих в международный рейтинг. Недавно опубликован рейтинг крупного российского агентства, где у нас тоже очень неплохие показатели: четыре наших вуза оказались в первой сотне, это – аэрокосмический, классический, медицинский, технический. Сегодня комплексному состоянию высшей школы Самарской области я бы уверенно поставил твёрдую четвёрку.