Хронический панкреатит и его осложнения? В Клиниках СамГМУ Вам помогут!

Хронический панкреатит – длительно текущее, рецидивирующее воспалительное заболевание поджелудочной железы, приводящее к прогрессирующей атрофии железистой ткани и замещению ее соединительной; поражению протоков, болевому синдрому и потере экзо- и эндокринной функций органа.

Хронический панкреатит является одним из наиболее частых заболеваний органов брюшной полости. Количество людей, страдающих данным заболеванием, увеличивается с каждым годом. Практически все эти пациенты молоды и работоспособны, что придает болезни острый социально-экономический характер. При несвоевременном лечении болезнь приводит к стойкой инвалидности, ухудшает качество и продолжительность жизни.

В России заболеваемость хроническим панкреатитом составляет 27,4-50 случаев на 100 000 населения в год. Первичная инвалидизация больных достигает 15%. Около 20% больных хроническим панкреатитом умирает от его осложнений в срок до 10 лет от момента установления диагноза. Около 15–20% больных погибают от осложнений, возникающих во время обострений панкреатита, другие – вследствие вторичных нарушений пищеварения и инфекционных осложнений.

Возникновению хронического панкреатита способствуют различные этиологические факторы - алкогольные нагрузки, наличие конкрементов в желчном пузыре и/или желчных путяхпанкреатических протоках, перенесенный ранее острый панкреатит (панкреонекроз). Основной причиной развития хронического панкреатита является злоупотребление алкоголем. Болеют преимущественно мужчины в возрасте от 25 до 50 лет. В последние годы среди заболевших на 30% увеличилась доля женщин. Курение существенно потенцирует действие алкоголя (мультипликативный эффект), повышая риск развития, а также прогрессирования заболевания.

Симптоматика хронического панкреатита весьма специфична. Основной жалобой является боль в верхнем отделе живота. Характер боли может широко варьировать – от тупой ноющей, до интенсивной. Боль возникает после нарушения пищевого рациона (приема алкоголя, жирной или острой пищи), однако, может и не иметь связи с нарушением диеты. Длительность болевого синдрома колеблется от нескольких часов до суток и более. Другими проявлениями заболевания являются стеаторея и метеоризм, а также потеря массы тела.

Одним из частых осложнений хронического панкреатита является формирование псевдокист в поджелудочной железе. Другим осложнением является механическая желтуха, которая возникает у 15% больных. В некоторых случаях желтуха может быть постоянной или носить рецидивирующий характер с незначительным риском развития вторичного цирроза печени. У ряда больных формируется портальная гипертензия, обусловленная сдавлением или тромбозом воротной, верхней брыжеечной или селезеночной вены.

Наличие у пациента хронического панкреатита можно заподозрить на основании условно-специфичных приступов абдоминальной боли и/или клинических признаков недостаточности внешнесекреторной функции железы на фоне приема алкоголя и/или у курения.

Ультразвуковое исследование (УЗИ), как правило, всегда выступает в качестве метода первичного скрининга по поводу хронического панкреатита. В настоящее время компьютерная томография (КТ)является методом выбора при диагностике хронического панкреатита. При кажущейся простоте диагностики, нередко возникают трудности в проведении дифференциального диагноза с опухолевым поражением железы и прилежащих органов. Для определения тактики лечения и/или выбора оптимального варианта предстоящей операции, необходимо комплексное лучевое обследование. Последнее должно выполняться на современной аппаратуре, а интерпретация полученных данных осуществляться профессионалами высокого класса.

Консервативное лечение пациентов с хроническим панкреатитом направлено на купирование симптомов и предотвращение развития осложнений, прекращение приема алкоголя и отказ от курения. Эндоскопическое и хирургическое лечение показано при наличии осложнений. К таковым относят:

- стойкий болевой синдром, не поддающийся медикаментозной терапии;

- протоковую гипертензию в железе за счет наличия в ней конкрементов или стриктур;

- постнекротические кисты железы;

- механическую желтуху,

- портальную гипертензию;

- сдавления воротной вены;

- нарушение пассажа пищи по двенадцатиперстной кишке,

Операции, направленные на устранение осложнений хронического панкреатита, относятся к наиболее сложным в абдоминальной хирургии. Объем и способ выполнения вмешательства определяется характером осложнения, которое необходимо устранить. Эффективное радикальное лечение таких пациентов может быть обеспечено лишь в специализированных клиниках, обладающих большим опытом лечения этого заболевания.

В Клиниках Самарского государственного медицинского университета с 2013 года реализуются современные методы хирургического лечения осложнений хронического панкреатита. Врачи Клиник имеют богатый опыт лечения пациентов с такими сложными нозологическими формами патологии поджелудочной железы как:

- наружные и внутренние свищи поджелудочной железы;

- кистозные опухоли поджелудочной железы;

- хронический панкреатит с болевым синдромом;

- хронический калькулезный панкреатит;

- псевдокисты поджелудочной железы;

- панкреатическая протоковая гипертензия;

- аневризмы селезеночной артерии;

- последствия перенесенного панкреатита (панкреонекроза) - забрюшинные флегмоны, жидкостные скопления.

Оказание хирургической помощи при вышеперечисленных состояниях, предусматривает следующие опции лечения:

- наружное дренирование кист поджелудочной железы под контролем УЗИ;

- наружное дренирование парапанкреатических жидкостных скоплений;

- вскрытие парапанкреатических гнойно-некротических скоплений (флегмон);

- удаление кистозных опухолей поджелудочной железы;

- эндоскопическое стентирование панкреатического протока;

- дренирующие операции при калькулезном панкреатите;

- операции на поджелудочной железе, при стойком болевом синдроме;

- резекции поджелудочной железы при калькулезном панкреатите;

- резекции поджелудочной железы, при желтухе вызванной фиброзом поджелудочной железы;

- стентирование селезеночной артерии (или эмболизация) при развитии аневризмы.

Реабилитация пациентов в послеоперационном периоде включает в себя таргетное лечение в хирургическом отделении в ранние сроки после вмешательства, наблюдение в отдаленном периоде с повторными госпитализациями, в том числе в отделении гастроэнтерологии Клиник СамГМУ (при необходимости).

Таким образом, Клиники СамГМУ можно рассматривать как базу оказания специализированной и высокотехнологичной хирургической помощи профильным пациентам, в которой представлены все возможности для создания замкнутого цикла ведения пациентов с патологией поджелудочной железы и осложнений хронического панкреатита.

На базе специализированного консультативно-диагностического Центра Клиник СамГМУорганизован амбулаторный прием пациентов с осложнениями хронического (и острого) панкреатита с целью последующего планового хирургического лечения. Для наибольшей эффективности консультации пациенту оптимально иметь при себе:

1. Общий анализ крови.

2. Биохимический анализ крови (билирубин, общий белок, амилаза, АлТ, АсТ, ЩФ, ГГТП, мочевина, креатинин).

3. Данные УЗИ органов брюшной полости.

4. Данные КТ брюшной полости с контрастным болюсным усилением (с диском на руках).

По вопросам лечения и консультирования обращайтесь к нашим специалистам по телефонам (в рабочие дни с 9 до 15.00):

Колесник Игорь Владимирович+7 (927) 650-93-37

Запись на консультацию проводится по телефону регистратуры специализированного консультативного Центра Клиник СамГМУ:

+7 (846) 955- 01-56, в рабочие дни с 8.00 до 18.00, в субботу с 9.00 до 12.00.