Поиск по сайту

 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВРАЧ ОТКАЗЫВАЕТСЯ НАПРАВЛЯТЬ ПАЦИЕНТА
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ?

 

С 01.01.2015 изменился порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Основные принципы оказания ВМП в соответствии с новым порядком следующие:

1. ВМП оказывается бесплатно.

2. Виды ВМП представлены в одном из двух вариантов - входящие в базовую программу ОМС и не входящие. При этом все виды ВМП включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273. Единственным показанием к ВМП является наличие у пациента заболевания (состояния), входящего в Перечень видов ВМП (ст. 34 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. п. 5, 12 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 29.12.2014 N 930н).

3. В зависимости от того, включен ли тот или иной вид ВМП в базовую программу ОМС, алгоритм прохождения пациентом инстанций может состоять из двух либо из трех этапов (ст. 35 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; разд. IV Программы; п. 15 Порядка N 930н):

- если вид ВМП включен в базовую программу ОМС:

этап направляющей медицинской организации;

этап принимающей медицинской организации;

- если вид ВМП не включен в базовую программу ОМС:

этап направляющей медицинской организации;

этап медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ;

этап принимающей организации.

4. Направляющая медицинская организация выдает направление на госпитализацию для оказания ВМП. Направление и необходимые документы передаются в принимающую медицинскую организацию либо орган управления здравоохранением субъекта РФ. Факт выдачи направления означает наличие показаний к оказанию ВМП. В случае отказа в выдаче направления медицинская организация не обязана составлять письменный мотивированный отказ (п. 13 Порядка).

 

В случае отказа в выдаче направления возможны следующие варианты действий:

1. Обращение с заявлением или жалобой к иному уполномоченному лицу направляющей медицинской организации

Такими лицами могут быть, например, руководитель, главный врач или их заместители. В заявлении (жалобе) следует кратко изложить обстоятельства, связанные с ненаправлением для оказания ВМП, и попросить дать мотивированный ответ, почему допускается бездействие или почему было отказано в выдаче направления. Срок для ответа составляет 30 дней.

 

2. Обращение с заявлением или жалобой в Росздравнадзор (его территориальное отделение) или орган государственной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения

Эти органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны здоровья и являются лицензирующими органами по отношению к медицинским организациям (ст. 88 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. п. 3 - 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 N 1152; п. 5.1.3.1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323; п. п. 2, 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).

 

3. Обращение в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС с требованием провести медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи с целью контроля объемов, сроков, условий и качества оказанной медицинской помощи на этапе направляющей медицинской организации

Этот вариант может быть использован лишь в случае применения видов ВМП, входящих в базовую программу ОМС (ст. 40 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ). Страховая компания или территориальный фонд ОМС вправе проверить полноту и качество проведенных диагностики и лечения и вынести суждение об обоснованности отказа в направлении на ВМП.

 

4. Обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия медицинских работников или отказа в направлении для оказания ВМП

В суд рекомендуем обращаться после получения ответа на обращение, направленное в соответствии с вариантами действий, изложенными в п. п. 1 - 3.

 

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения - www.roszdravnadzor.ru